Фотогалерея

Учитывая сложности, связанные с возрастающей финансовой нагрузкой мы приняли решение о проведении ряда программ в России в 2015-2016 г.

 

Елизаров Виктор Евгеньевич – член Союза художников России, преподаватель Московского художественного лицея Российской академии художеств (г. Москва). Известный художник и педагог, за два десятка лет воспитавший не одно поколение очень ярких и индивидуальных, в том числе, театральных художников; последователь, практик и пропагандист русской академической школы живописи.

ПЛЕНЭР

Cовременное состояние живописи трудно представить без пленэра, поэтому рисование на воздухе является неотъемлемой частью учебного процесса. На пленэре ученик сталкивается с множеством новых интересных проблем, которых не было в аудитории. Сохраняется основной принцип обучения – постепенное поступательное изучение натуры от простого к сложному. Формируются новые понятия, которые становятся для обучающегося центральными в постижении живописного мастерства – общий тон, цветовая среда. С первого дня работы на пленэре необходимо договориться с учеником о терминологии, объяснить следующие профессиональные понятия и правила.
1. Если солнце освещает землю и дает свет (а свет солнца всегда теплый), то тень при этом холодная, так как открытый рефлекс синего неба освещает своим холодом все, куда не попадает свет.
2. Понятие общего тона нужно вводить с первых шагов, так как усвоение учеником этого понятия в живописи требует значительного времени и внимания. Общий тон – это потемнение или посветление всего формата, зависящее от времени дня и состояния природы. Так, в солнечный день формат будет намного светлее в целом, чем вечером, а в помещении – в то же время темнее и т.д.
3. Понятие колорита (доминирующий цвет) неразрывно связано с общим тоном. Таким образом, светосила цвета (цветотон) зависит от состояния дня. Живопись – это сложная система цветовых и тональных отношений. Ее самодостаточная эстетическая ценность заставляет творца находить каждый раз красочный эквивалент натуре, в данном случае природе открытого рефлекса.
4. О формате распространена и укрепилась ошибка, связанная с использованием распространенных стандартных форматов: А 2, А 3, А 4. Опыт мастеров прошлого подсказывает, что акварель склонна к миниатюре, а значит, к небольшому размеру. Ребенку удобнее работать (над этюдом, эскизом) на формате, который он видит сразу по четырем углам, а это: 10х10, 10х15, 15х20 (последний размер предельный).
В течение учебного года учащиеся интенсивно работают над эскизами – пластическими идеями будущей работы – и привыкают осваивать небольшой формат.

 

1 КЛАСС

Живопись

Первое знакомство с пленэром лучше начинать со знакомого ученику жанра – жанра натюрморта. Пейзаж на первых порах сложен для первоклассника. На пленэре как у ученика, так и у педагога есть возможность упрощать и усложнять задачу, выбирать колорит, предлагать композиционные ситуации на прямом свету, в тени, в пасмурный день. Натюрмортов должно быть достаточное количество. Во-первых, чтобы ученик видел пластическую разницу задач соседствующих на поляне сюжетов, а во-вторых, чтобы он заранее планировал, какой натюрморт он напишет следующим. Необходимо создать условия для постепенного усложнения задачи, выбора сюжетов, т.е. условия для профессионального, творческого роста учащихся.
Этюд длится 30-40 минут. Выходить за рамки этого времени не следует, так как за это время изменяется состояние природы, и нужно писать следующий этюд на измененное (из-за движения солнца) состояние. В пасмурный день сеанс может быть более длительным, а работа более завершенной.
Таким образом, за 3-4 часа работы на пленэре учащиеся должны нарисовать 3-4 работы. Очень важно в этот же день самостоятельно продолжить работу дома (как минимум один этюд).
Утром пленэр начинается с рабочего просмотра домашних работ с подробным анализом достижений и просчетов.  Желательно довольно часто показывать учащимся работы из методического фонда школы и книжки с работами мастеров.

 

Рисунок

Отчасти занятия рисунком на пленэре носят характер сопутствующий, функциональный, композиционный. В быстрой зарисовке в тоне нужно изображать натуру уже в том или ином состоянии; в карандаше почувствовать пленэр, уделять большое внимание композиционному соотношению: борьбе света и тени в композиционном смысле. Иногда перед живописным этюдом, предваряя его, полезно сделать композиционный эскиз будущей живописной работы. Учащиеся рисуют штудии лопухов, цветов, травинок и т.д. («ботаника»). На пленэре не должно быть работ вне состояния, абстрактных штудий без передачи светотени и воздушной среды.

 

2 КЛАСС

Живопись

Фактически задачи первого года обучения закрепляются во втором классе, и если есть возможность объединять 1, 2 и 3 классы на одной поляне, то возникает интерес у младших учеников к работам более старших и, как правило, такое обучение очень эффективно и дает положительные результаты.
На втором году обучения усложняются задачи в передаче общего тона. Желательно поставить более сложный натюрморт и предусмотреть, чтобы он был переносной.
Один вариант натюрморта пишется на солнце. Затем постановка переносится в большую плотную тень, и второй вариант пишется в тени.
При обсуждении необходимо обратить внимание на принципиальное различие двух вариантов в  тоне и изменении колорита. Центральным заданием становится создание четырех этюдов на свету и в тени.
Сопутствующие упражнения к заданию: короткие этюды простых натюрмортов. Эту работу можно делать вместе с учащимися первого класса.
Еще одной важной задачей второго года обучения становится знакомство с пейзажем. Нежелательно выпускать неподготовленного ребенка в стихию пейзажа. Начиная с апреля месяца необходимо проводить короткие беседы об истории возникновения жанра, его развитии, о новых достижениях в пейзажной живописи. На примере мастеров жанра полезно показать учащимся композицию пейзажа, соотношение планов, света и тени и т.д. Учитель должен не бояться рассказывать и показывать.
Домашняя работа посвящена изучению линейной и воздушной перспективы. Только в таком случае можно рассчитывать на успешное соавторство в работе на пленэре.

 

Рисунок

Композиционная функция получает дальнейшее развитие по линии усложнения сюжетов. «Ботаническое» рисование углубляется, детализируется. Ландшафтное построение пейзажа помогает в создании этюда. Продолжается рисование набросков и зарисовок животных, людей, деревьев и т.д. Рисунок постепенно становится самостоятельной работой учащихся  и ежедневно просматривается учителем.

 

3 КЛАСС

Живопись

На третьем году обучения продолжается совместная работа на пленэре, глаз привыкает к свету и открытому рефлексу. Учащиеся вспоминают пройденное на первом и втором годах обучения. Новое задание – передача состояния всего дня: от зорьки до заката. Примерно шесть разных состояний одного и того же места в течение одного дня.
Сначала необходимо кропотливо работать с рисовальным эскизом в поисках красивого места. Сюжет работы должен быть прост, но не примитивен. Необходим архитектурный объект белого цвета, так как на белом яснее видны изменения тона и цвета.
По утвержденному эскизу (можно в карандаше) делается тщательный рисунок размером 10/15 см. и переводится на 6-9 форматов будущих работ.
Очень хорошо, если есть возможность писать на натянутом планшете, так как писать каждый последующий этюд без предыдущего и последующего почти невозможно, необходимо сравнение и соотношение каждого этюда со всеми другими. При ежедневном обсуждении текущей работы учащихся особое внимание уделяется точности в передаче натуры. На данном этапе обучения вольные интерпретации натуры недопустимы и даже вредны.
Этот живописный опыт блестяще продемонстрирован в работах Клода Моне «Руанский собор». Н.П. Крымов разработал для своих учеников схему изменения состояния дня, опираясь на которую выстраиваются базовые принципы работы над данным заданием.
Сопутствующие этюды, выезды на «большую» природу будут более осознанно выполнены только тогда, когда учениками практически буду переданы все изменения полного дня: от раннего утра до позднего вечера.

 

Рисунок

На этом этапе обучения рисунок существует уже как необходимая функция для живописи в виде эскиза, тщательных «ботанических» штудий, зарисовок на передачу света и тени, состояний дня. Продолжаются зарисовки животных, подробное изучение отдельно стоящих деревьев.